ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК КИЕВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ И СЕМИНАРИИ

 


"Исторический путь Киевских духовных школ".Доклад ректора КДА и С проф.,прот. Николая Забуги на юбилейной конференции по случаю 300-летия Академии.


Первая высшая школа в Восточной Европе возникает в виде Киевской коллегии (тогда еще в составе Речи Посполитой) в первой половине XVII в.

Начало основания этого заведения можно отнести к 1615 г., когда при Киево - братском монастыре при поддержке дворянки Галины Гулевичевой - Лозкиной появилась школа, а затем в 1616 г. и всесословное церковное братство.В 1620 г. на средства гетмана Сагайдачного при нём началось строительство Богоявленского храма.

 

Старое здание КДА,ныне национальная

Киево-Могилянская Академия

Свт.Пётр Могила

Гетман Пётр Сагайдачный

 

Величайший благодетель киевской школы Петр Могила происходил от князей молдавских, был внуком волошского князя Иоанна и сыном молдавского князя Симеона. Он принадлежал к тому семейству, которое всегда славилось своею ревностью к Православию и любовию к благолепию храмов Божиих. В киевском каталоге митрополитов сказано, что Петр Могила получил воспитание в парижском университете, где выслушал полный курс словесных наук и богословия; другие же пишут, что он обучался во львовской школе. Не утверждая ни того, ни другого мнения, мы видим только, что Могила совершенно был знаком с европейским образованием; он лучше всех усмотрел то, чего тогда недоставало нашему отечественному просвещению. В молодости он находился в военной службе и отличился в рядах польских войск под Хотином. Неизвестно, что заставило Петра Могилу променять блестящее поприще, ожидавшее его в мирской жизни, на скромную долю инока: пути Промысла неисповедимы, и часто вопреки всем предположениям ведут они человека к цели высокой, которой с другого, противоположного, пути и не видно. Печерский архимандрит Захария Копыстинский (1624-1626) принял его в число святого братства. Здесь в общении с учеными братиями, которые единственною целью своих мирных занятий поставляли поддержание Православия, он ближе мог ознакомиться с состоянием и нуждами Русской Церкви и довершить свое образование, полученное им в мире. Могила и в сане простого иеромонаха пользовался особенным влиянием на дела церковные. Он находился в близких отношениях и к митрополиту Иову, и к архимандриту Печерской Лавры Захарии. С ними - то он думал думу крепкую о бедственном положении Церкви Православной; с благословения их он исполнил замысел, дотоле небывалый. Не столько боясь огня и меча врагов веры истинной, сколько зловредного и хитро-обольстительного их учения, Петр Могила решился образовать достойнейших им соперников. Для этой цели, выбрав несколько способных молодых людей из иноческого и светского звания, он отправил их на собственное свое иждивение за границу, для усовершенствования в высших науках. Дело, постоянно занимавшее Петра, было учреждение высшего училища в Киеве для образования достойных защитников Православия. Училище, существовавшее с 1615 г. в Богоявленском Братском монастыре, не достигало этой цели, потому что не доставляло высшего богословского образования. Между тем для желающих такого образования из униатов открыт был доступ в коллегию, основанную папою Григорием XIII для греков в Риме, где по просьбе униатского митрополита Киевского назначено было постоянно содержать на казенный счет четырех воспитанников из русских. Многие из учившихся в этой коллегии заняли потом значительные места в греко-униатской иерархии. Подобную же коллегию или семинарию положили основать в Минске униатские епископы.

Петр Могила дождался возвращения из-за границы своих питомцев, а других ученых взял из львовского православного братства и назначил им пребывание в Лавре, обязавшись письменным условием доставлять им содержание и всякие пособия. Патриарх Константинопольский Кирилл Лукарис и управляющий митрополиею Киевскою Исаия Копинский преподали благословение на сие святое дело. Епископы - Луцкий, Пинский и Хельмский, знатнейшее духовенство киевское и почетное братство лаврское письменно изъявили на то свое согласие

6 февраля 1633 г. Пётр Могила присутствовал при коронации короля Владислава IV. Испросив себе позволение и в сане митрополита оставаться архимандритом Киево-Печерской Лавры, а также и Никольского монастыря блюстителем, Могила начал ходатайствовать о дозволении преобразовать Киево - братские Богоявленские школы в Православную Академию. Особенно неприятно это было католическому и униатскому духовенству: оно ясно видело, что заведением первоклассного училища готовится неизбежный подрыв всему тому, что воздвигали они столько лет и с такими неприятностями и трудами. Некоторые из значительнейших чинов сейма решительно отвергли просьбу Петра Могилы: но когда Владислав IV по неотступному его ходатайству изъявил твердую свою волю о преобразовании Киево - братского училища, тогда заспорили о переименовании его в академию. Могила уже не счел нужным гнаться за именем, когда самое дело было сделано, и получил желаемую привилегию на образование "коллегии", в которой введено было пространное преподавание философии и богословия.

Свт.Дмитрий Ростовский

Свт.Иоасаф Белгородский

Свт.Иннокентий Иркутский

 

Заботясь непрестанно о созданной им киевской коллегии, святитель Петр дал ей приличное помещение в выстроенном на его иждивение каменном доме, назначил из своего имения и из волостей лаврских несколько деревень на ее содержание и вообще оказывал учащим и учащимся всякого рода вспоможение. Он приготовил своим воспитанникам руководство для упражнения в молитве и благочестивых размышлениях в книге, названной им "Анфологион, или Собрание цветов". Посвящая сию книгу "благонравным студеом (студентам) школ киевских", он писал юношам: "Часто приходило мне на мысль, что в сем училище не только должны быть преподаваемы высшие науки,но и особенно должно быть посеваемо в сердцах ваших, юноши, благочестие. Посему я перевел некоторые духовные размышления и решился сам в настоящее цветущее весеннее время в виде отдыха от ежедневных трудов и хлопот собрать для вашего цветущего юношеского возраста благоухающие цветы благочестивых размышлений и умилительных молитв на лугах богодухновенных церковных учений и Святого Писания и в знак моего отцовского усердия принести их в дар всему вашему содружеству, т. е. Конгрегации школ киевских".

В 1701 г. грамотой Петра I коллегия получила статус высшего учебного заведения-Академии.

Всю 2-ю половину XVII в. и начало XVIII в., архимандритами Печерской Лавры были питомцы коллегии и бывшие её ректора.В их числе Иннокентий Гизель, Варлаам Ясинский, Иоасаф Кроковский и др. Особенно сильное влияние оказал на судьбу Академии её ректор, сподвижник Петра Великого - Феофан Прокопович.

В числе выпускников - немало выдающихся церковных, политических и общественных деятелей. Среди них свт. Димитрий Ростовский, свт. Иоасаф Белгородский, свт. Феодосий Черниговский, митр. Иоанн (Максимович) свт. Инокентий Иркутский, прп. Паисий Величковський, философ Григорий Сковорода, историк, поэт, арх. Лазарь Баранович, митрополит Стефан Яворський - философ и поэт, основатель славяно-греко-латинской академии и, гетманы Юрий Хмельницкий, Пётр Дорошенко, Даниил Апостол, Иван Скоропадский, композитор Артемий Ведель многие другие знаменитости.

С 1721 по 1749 гг. в Печерской лавре насчитывается 76 монахов - академистов. В царствование Екатерины II появились проекты о преобразовании Академии в университет с богословским факультетом. В низшие и средние классы были введены светские дисциплины - история, математика, архитектура, живопись и др., но этого не произошло. Напротив -богословские науки взяли верх и с 1763 г. стали преподаваться нравственное богословие, основное богословие, патрология, церковная история. При Александре I необходимость новой реформы стала очевидной.

Прп.Паисий Величковский

Свт.Феодосий Черниговский

Григорий Сковорода

 

До 1817 г. Могилянская Академия давала очень разностороннее светско - религиозное образование, однако в 1819 г. она изменила свой статус и благодаря заботам митр. Киевского Евгения (Болховитинова), отныне она стала называться Киевской Духовной Академией. Были определены три главных направления образования: богословское, лингвистическое и общеобразовательное. В 1860 г. основан ежемесячный журнал "Труды Киевской духовной академии". Кроме этого Академия выпускала переводы западных отцев Церкви в количестве свыше 30 томов. С 1872. В КДА существовал церковно-археологический музей имевший до 32.тыс предметов, библиотека состоявшая из 90 тыс. томов, 819 рукописей, 760 периодических и 98 церковных изданий.

 

Главный корпус КДА в Киево-Печерской Лавре

 

Академический храм Рождества Богородицы и колокольня

 

С 1874 г. ректоры Академии носили епископский сан и считались викариями Киевской епархии. В 1910 г. был утверждён новый устав Академии, согласно которому открылись ещё 5 новых кафедр:2-я кафедра патрологии, истории славянских церквей и Румынской церкви, церковно-славянского языка, палеографии и истории Русской церкви.

В этом состоянии она просуществовала до 1918 года, когда и была закрыта большевиками как "рассадник мракобесия".

Восстановление КДА произошло в 1992 г., на базе семинарии открывшейся 4 годами раньше при прот. Петре Влодеке на территории Киево-Печерской лавры. Ректором, при котором в 1996 г. состоялся первый выпуск обновлённой Академии, стал и ныне занимающий этот пост - проф., прот.Николай Забуга. В старой Академии праздники Богоявления и зачатие Анной Девы Марии считались особыми торжествами.В обновлённой Академии, открывшейся в Печерской Лавре, покровителем был избран прп.Нестор Летописец. Его память совершается 9 ноября.

 

главная

 


Hosted by uCoz